Магия врачевания

Айдыс Ондар быстро адаптировался к ритму Москвы: говорит, тувинцы — кочевой народ, приспосабливаться к новым местам у них в крови.
Ортопед-тувинец рассказал о традициях своей семьи.
Заведующий травматологическим отделением одной из московских клиник Айдыс Ондар – тувинец по национальности. После окончания школы в родном Кызыле юноша отправился в Москву и поступил в РУДН на медицинский факультет. А после диплома остался в столице. Уже много лет Айдыс Вячеславович лечит патологии опорно-двигательного аппарата у москвичей, но продолжает чтить традиции своей малой родины.
Ассистировал папе
Будущее Айдыса Ондара было предопределено с детства. Он родился в столице Республики Тыва, городе Кызыле, в семье медиков. Мама – УЗИ-диагност, отец возглавлял травматологическое отделение в одной из городских больниц.
«Я с самых малых лет знал, что стану врачом-ортопедом, – рассказывает Айдыс Вячеславович. – Когда меня не с кем было дома оставить, папа брал меня к себе на работу. Там он научил меня мыть руки по-хирургически, делать простые швы. Я ещё ребёнком присутствовал на приёмах, операциях, помогал папе в силу своих детских возможностей: например, подносил ему какие-нибудь инструменты. Я заворожённо смотрел, как он вправляет вывихи. То же самое было и с моим младшим братом. Его папа тоже «погружал в профессию».
В итоге оба брата после школы отправились в Москву, поступили в РУДН на медицинский факультет и сейчас востребованные хирурги-ортопеды.
«Москва меня удивила масштабом, темпом жизни, – признаётся врач. – Поначалу было непривычно. Но я быстро адаптировался. Тувинцы – это же кочевой народ. Мы быстро приспосабливаемся к новым местам, это у нас в крови».
В костре сжигаются несчастья
Тувинцы – народ, придерживающийся своих древних традиций, даже если и живут далеко от родины. Одна из самых главных – празднование буддийского Нового года – Шагаа. Он отмечается в конце января – начале февраля. Его дата определяется по лунному календарю и каждый год разная.
«В ночь Шагаа мы не спим, – акцентирует Ондар. – Вечером накрываем стол с ритуальной белой, молочной пищей. Беседуем, подводим итоги уходящего года и строим планы на будущий год. Ночью нужно обязательно разжечь костёр. Поэтому Шагаа мы отмечаем на даче. В костре, по поверью, сжигаются все несчастья. А утром приходят гости, потом мы сами отправляемся с визитами к друзьям и родственникам».
Айдыс Вячеславович говорит, что семья у него верующая, но буддийский храм в Москве они не посещают. Молятся дома. Иногда, когда приезжают в Кызыл, ходят в храмы.
В семье Ондаров готовят блюда тувинской кухни. Это и боорзаки – кусочки теста, жаренные в масле, и изиг-хан – кровяная колбаса, и согажа – баранья печень, завёрнутая в сальник и жаренная на углях, и хуужуры – тувинские маленькие чебуреки.
Супруга Айдыса Вячеславовича по национальности русская, родом из Хакасии, финансист по профессии. Молодые люди познакомились в самолёте на рейсе до Абакана. Сидели на соседних местах, разговорились, обменялись контактами. И быстро поняли, что хотят всю жизнь быть вместе. Сейчас их сыну уже 15 лет. В семье Ондаров тувинские традиции переплетаются с русскими и гармонично дополняют друг друга.
Всей семьёй они иногда посещают кафе тувинской кухни, которое находится недалеко от их дома, в районе Коньково. Заказывают буузы, суп кара-мун, тушёное месо хоорган. Ведь так приятно насладиться вкусом родины.
- 21 октября 2025 17:54
- 21 октября 2025 17:51
- 21 октября 2025 17:42
- 21 октября 2025 17:36

