События
Опрос
Какие праздники, проводимые в Москве каждый год, вам нравятся больше всего?
Предыдущие опросы
  • Фестиваль «Времена и Эпохи», потому что каждый раз для масштабной исторической реконструкции выбираются разные эпохи из истории России37 голосов23%
  • Иысах (праздник Солнца), ведь только там можно увидеть обряды «кормления» огня и кумысопития10 голосов6%
  • Сабантуй, ведь татары и башкиры умеют веселиться от души23 голоса14%
  • Фестиваль «Русское поле», где строят храм без единого гвоздя, звучит самый большой народный хор в мире, а посетители соревнуются в беге в мешках24 голоса15%
  • Люблю все столичные праздники, потому что они сплачивают людей и позволяют провести в парке день, полный развлечений и интересного общения65 голосов41%
Предыдущие опросы

Наши в городе21 октября 2025 17:42Автор: Анна Соколова

«Не мы их делаем, а они нас»

Фото: личный архив

Семья художников придумала махрищскую игрушку, собрав в ней черты разных народов.

Семья художников Екатерина Казакевич и Михаил Анфиногенов – частые гости городских национальных праздников и фестивалей. Их деревянные расписные игрушки очаровывают. Как говорят мастера, древний народ меря «нашёл» их на даче во Владимирской области и «попросился» в современную реальность. Так и появились эти удивительные куколки.

Встреча в Венеции

Михаил Анфиногенов и Екатерина Казакевич – коренные москвичи. Интерес к народным ремёслам у них с детства. Михаил окончил Московский городской колледж ремёсел, потом педагогический университет. Сначала преподавал в своей альма-матер, а позже открыл художественную студию, где стал обучать детей живописи, рисунку, скульптуре. 

Екатерина окончила колледж декоративно-прикладного искусства им. К. Фаберже и факультет церковного искусства Православного университета св. Иоанна Богослова. После получения диплома вернулась в колледж преподавателем. По­знакомились будущие супруги в 2014 году на курсах повышения квалификации в Строгановке. Они проходили в Венеции.

«Была очень интересная и насыщенная программа, – вспоминает Михаил. – Мы посещали Академию изящных искусств, стеклодувные заводы, музеи. Атмосфера невероятная. И мы с Катей поняли, что абсолютно близки. Это была любовь с первого взгляда, с первого слова. Вернулись в Москву уже парой и поженились». 

Чета художников жила обычной городской жизнью. Екатерина ушла из колледжа и стала преподавать в студии супруга. И вдруг одна поездка изменила их жизнь. 

Екатерина Казакевич и Михаил Анфиногенов уверены: древний народ меря сам выбрал их семью, чтобы воплотиться в куклах. Фото: личный архив

Место силы

«Много лет назад моя бабушка купила дачу в селе Махра Владимирской области, – рассказывает Екатерина. – В детстве и юности я приезжала к ней туда. Потом стали ездить на дачу с мужем. Там очень красивые, древние места, мы колесили по округе с этюдниками, зарисовывали пейзажи». Однажды супруги заехали в городок Юрьев-Польский и увидели местный Георгиевский собор. Весь в каменной резьбе, словно кружевной. Тогда Михаилу впервые захотелось что-то вырезать. А надо отметить, что в этом краю растут вековые липы и берёзы – деревья, традиционно использующиеся резчиками. Тут жители исконно занимались не земледелием, а народными промыслами. Атмосфера до сих пор пропитана этим духом. 

«Я нашёл ветку липы и стал вырезать сам не зная чего, – говорит Михаил. – Получился монах. Проявился сам собой. А надо сказать, что в Махре расположен монастырь. То есть монах явился не просто так. Мы стали изучать историю этого монастыря и поразились». Оказалось, что основателем этой обители был Стефан Махрищский – друг и собеседник Сергия Радонежского. Основатель расположенной всего в 35 километрах Троице-Сергиевой лавры часто приезжал в Махру и беседовал с «коллегой». Кстати, преподобный Сергий был одним из первых резчиков – он вырезал деревянные игрушки и дарил их детям. 

Деревянные меря работы семьи московских художников. Слева направо: Егор, Владимир, дядя Коля-еловик. Фото: личный архив

«Деревянный народец»

«Махра, Александров, Юрьев-Польский, Киржач, Сергиев Посад – это места русской силы, – акцентирует художник. – Это истоки российской государственности, именно с этих мест началась сборка земель русских. Мы продолжили изучение региона и узнали, что когда-то там проживал древний финно-угорский народ меря. В переводе означает «люди». Это наши предки».

Михаил и Екатерина начали представлять, как выглядели представители этого народа, чем занимались. И из-под резца Анфиногенова стали выходить фигурки: живые, с характерами, полные эмоций – мужчины, женщины, дети. А Екатерина расписывала их. «Наш деревянный народец» – ласково называют свои творения супруги. 

«Мы сначала делали эти фигурки, а потом анализировали, что получилось, – поясняет Михаил. – Их образы, эмоции, характеры получались сами собой. Это не мы их делали, а они нас. Мы поняли, что жившие там в древности меря хотят проявиться в сегодняшней реальности. И выбрали для этого нас».

Костюмы, в которые супруги «одевают» своих героев, тоже не-случайны. Екатерина вдохновляется национальными костюмами разных народов, живущих на территории России. Присутствуют удмуртские, поморские, даже якутские элементы. «Деревянный народец меря» – это квинтэссенция народа нашей огромной страны. 

Сначала у Михаила Анфиногенова получались только люди. «А как-то однажды у меня вышла рыбка, – вспоминает Михаил. – Сама собой. Жена её с удовольствием расписала, причём с одной стороны в декоративном стиле, с барановскими узорами. А с другой – натуралистично. И ведь рыба явилась тоже не просто так. Это же символ христианства. Так что теперь у нас люди и рыбки».

Свой промысел Михаил и Екатерина назвали по месту, где он родился, – «махрищской игрушкой». Сейчас эти живые, яркие фигурки побеждают на множестве фестивалей и выставок, их заказывают со всей страны и даже из-за границы. 

Древнее племя

Меря, меряне – летописное племя, древний финно-угорский народ, проживавший в Верхнем Поволжье на территории современных Ярославской, Ивановской, Владимирской, северной и восточной частей Московской и западной части Костромской областей. 

Меря была ассимилирована славянским населением. Хотя этот народ считается исчезнувшим, по итогам Всероссийской переписи населения (2020–2021), 109 человек указали свою национальную принадлежность как «меря».

Городоскоп
нет комментариевНаписать
    Написать свой комментарий

    © 1997–2025 ЗАО Газета "Столичность" - www.100lichnost.ru