«Не мы их делаем, а они нас»

Семья художников придумала махрищскую игрушку, собрав в ней черты разных народов.
Семья художников Екатерина Казакевич и Михаил Анфиногенов – частые гости городских национальных праздников и фестивалей. Их деревянные расписные игрушки очаровывают. Как говорят мастера, древний народ меря «нашёл» их на даче во Владимирской области и «попросился» в современную реальность. Так и появились эти удивительные куколки.
Встреча в Венеции
Михаил Анфиногенов и Екатерина Казакевич – коренные москвичи. Интерес к народным ремёслам у них с детства. Михаил окончил Московский городской колледж ремёсел, потом педагогический университет. Сначала преподавал в своей альма-матер, а позже открыл художественную студию, где стал обучать детей живописи, рисунку, скульптуре.
Екатерина окончила колледж декоративно-прикладного искусства им. К. Фаберже и факультет церковного искусства Православного университета св. Иоанна Богослова. После получения диплома вернулась в колледж преподавателем. Познакомились будущие супруги в 2014 году на курсах повышения квалификации в Строгановке. Они проходили в Венеции.
«Была очень интересная и насыщенная программа, – вспоминает Михаил. – Мы посещали Академию изящных искусств, стеклодувные заводы, музеи. Атмосфера невероятная. И мы с Катей поняли, что абсолютно близки. Это была любовь с первого взгляда, с первого слова. Вернулись в Москву уже парой и поженились».
Чета художников жила обычной городской жизнью. Екатерина ушла из колледжа и стала преподавать в студии супруга. И вдруг одна поездка изменила их жизнь.
Екатерина Казакевич и Михаил Анфиногенов уверены: древний народ меря сам выбрал их семью, чтобы воплотиться в куклах. Фото: личный архив
Место силы
«Много лет назад моя бабушка купила дачу в селе Махра Владимирской области, – рассказывает Екатерина. – В детстве и юности я приезжала к ней туда. Потом стали ездить на дачу с мужем. Там очень красивые, древние места, мы колесили по округе с этюдниками, зарисовывали пейзажи». Однажды супруги заехали в городок Юрьев-Польский и увидели местный Георгиевский собор. Весь в каменной резьбе, словно кружевной. Тогда Михаилу впервые захотелось что-то вырезать. А надо отметить, что в этом краю растут вековые липы и берёзы – деревья, традиционно использующиеся резчиками. Тут жители исконно занимались не земледелием, а народными промыслами. Атмосфера до сих пор пропитана этим духом.
«Я нашёл ветку липы и стал вырезать сам не зная чего, – говорит Михаил. – Получился монах. Проявился сам собой. А надо сказать, что в Махре расположен монастырь. То есть монах явился не просто так. Мы стали изучать историю этого монастыря и поразились». Оказалось, что основателем этой обители был Стефан Махрищский – друг и собеседник Сергия Радонежского. Основатель расположенной всего в 35 километрах Троице-Сергиевой лавры часто приезжал в Махру и беседовал с «коллегой». Кстати, преподобный Сергий был одним из первых резчиков – он вырезал деревянные игрушки и дарил их детям.
Деревянные меря работы семьи московских художников. Слева направо: Егор, Владимир, дядя Коля-еловик. Фото: личный архив
«Деревянный народец»
«Махра, Александров, Юрьев-Польский, Киржач, Сергиев Посад – это места русской силы, – акцентирует художник. – Это истоки российской государственности, именно с этих мест началась сборка земель русских. Мы продолжили изучение региона и узнали, что когда-то там проживал древний финно-угорский народ меря. В переводе означает «люди». Это наши предки».
Михаил и Екатерина начали представлять, как выглядели представители этого народа, чем занимались. И из-под резца Анфиногенова стали выходить фигурки: живые, с характерами, полные эмоций – мужчины, женщины, дети. А Екатерина расписывала их. «Наш деревянный народец» – ласково называют свои творения супруги.
«Мы сначала делали эти фигурки, а потом анализировали, что получилось, – поясняет Михаил. – Их образы, эмоции, характеры получались сами собой. Это не мы их делали, а они нас. Мы поняли, что жившие там в древности меря хотят проявиться в сегодняшней реальности. И выбрали для этого нас».
Костюмы, в которые супруги «одевают» своих героев, тоже не-случайны. Екатерина вдохновляется национальными костюмами разных народов, живущих на территории России. Присутствуют удмуртские, поморские, даже якутские элементы. «Деревянный народец меря» – это квинтэссенция народа нашей огромной страны.
Сначала у Михаила Анфиногенова получались только люди. «А как-то однажды у меня вышла рыбка, – вспоминает Михаил. – Сама собой. Жена её с удовольствием расписала, причём с одной стороны в декоративном стиле, с барановскими узорами. А с другой – натуралистично. И ведь рыба явилась тоже не просто так. Это же символ христианства. Так что теперь у нас люди и рыбки».
Свой промысел Михаил и Екатерина назвали по месту, где он родился, – «махрищской игрушкой». Сейчас эти живые, яркие фигурки побеждают на множестве фестивалей и выставок, их заказывают со всей страны и даже из-за границы.
Древнее племя
Меря, меряне – летописное племя, древний финно-угорский народ, проживавший в Верхнем Поволжье на территории современных Ярославской, Ивановской, Владимирской, северной и восточной частей Московской и западной части Костромской областей.
Меря была ассимилирована славянским населением. Хотя этот народ считается исчезнувшим, по итогам Всероссийской переписи населения (2020–2021), 109 человек указали свою национальную принадлежность как «меря».
- 05 ноября 2025 07:38
- 21 октября 2025 17:54
- 21 октября 2025 17:51
- 21 октября 2025 17:36

