Котэ — главный по фонтанам

Архитектор Константин Топуридзе.
Архитектор Константин Топуридзе оставил Москве наследие, «сотканное» из камня и воды.
23 июля исполнилось 48 лет со дня смерти знаменитого архитектора и художника с грузинскими корнями Константина Топуридзе. Он оставил после себя наследие, которое бесконечно долго будет радовать глаз москвичей. Не зря Топуридзе называли «главным по фонтанам». Знаменитые фонтаны на ВДНХ «Дружба народов», «Каменный цветок», «Золотой колос» – это его работы.
Мой строгий взбалмошный ангел
Константин Топуридзе родился 20 апреля 1905 года в семье француженки и грузинского врача и с самого детства мечтал стать архитектором. Потому после школы он поступил на архитектурный факультет Всероссийской академии художеств в Ленинграде, который окончил в 1920-х годах. По рассказам внука архитектора, Никиты Топуридзе, будущий автор «Дружбы народов» собирался продолжить обучение за рубежом, в любимой его матерью Франции. Однако в последний момент, когда билеты в Париж были уже куплены, он встретил свою будущую первую жену, влюбился и остался в СССР. В 1924 и 1930 годах у пары родились сыновья Роман и Александр. Но брак просуществовал недолго: молодые люди разошлись, сохранив дружеские отношения до конца своих дней.
Топуридзе совершенно не потерял от того, что не уехал во Францию. В 1937 году, во время путешествия в Абхазию, архитектор познакомился со своей второй женой – родившейся в Ташкенте актрисой Риной Зелёной. Они столкнулись в доме отдыха и уже не расставались.
Актриса вспоминала, что у Котэ, а именно так, на грузинский манер, она называла супруга, был сложный характер. С одной стороны, он был добр и великодушен, а с другой – строг и вспыльчив и не признавал ошибок. Так, например, во время разлук он требовал писать ему письма регулярно. «Даже если я не буду их читать, они каждый день должны быть у меня на столе», – вспоминала слова супруга Рина Зелёная, отмечая, что сам он написал ей за всю жизнь всего шесть писем. Несмотря на это, актриса была с ним очень счастлива и называла его «мой ангел». Детей у пары, до самой старости «как дураки» ходившей взявшись за руки, не было, но Рина стала второй матерью детям Константина от первого брака.
Никаких кастрюль!
Великая Отечественная война застала Константина в Москве: в 1940–1941 годах по его проектам в столице появились Лефортовский, Госпитальный и Костомаровский мосты. Его сын Роман вызвался на фронт и при содействии Рины Зелёной своего добился. Сама актриса часто выступала перед бойцами на фронте, а Константин по ночам дежурил на крышах Москвы, высматривая самолёты врага. По воспоминаниям Зелёной, он даже в этой ситуации был несговорчив: актриса уговаривала его надевать кастрюлю на голову, чтобы хоть как-то защититься, но он отвечал, что его дворянское происхождение не позволяет ему умирать с кастрюлей на голове.
Всесоюзная известность к Константину пришла в 1954 году, когда после восстановления и перепланировки территории ВСХВ (ныне ВДНХ) открылись несколько фонтанов, которые спроектировал Топуридзе. Среди них – главный фонтан выставки «Дружба народов», выполненный в традициях фонтанного искусства XVII–XVIII веков. Этот фонтан сразу и уже более чем на полвека стал одним из главных украшений Москвы.
После свалившегося на его голову успеха мастер не перестал творить: он работал до последнего. Был заместителем директора института Генплана Москвы. Столицу любил безмерно и во время прогулок часто рассказывал и жене, и детям с внуками об интересных улицах и зданиях.
Какие люди!
Знаете ли вы, что образ Грузинской ССР в составе фонтана «Дружба народов» ваяли с первой красавицы Тбилиси – жены поэта Михаила Светлова Родам Амирэджиби, княжны?
- 11 ноября 2025 20:44
-
Восток – дело тонкое. Как хлопок
05 ноября 2025 09:27 - 05 ноября 2025 09:19
-
Самые важные слова высечены на камне
05 ноября 2025 08:01

