Опрос
Какие праздники, проводимые в Москве каждый год, вам нравятся больше всего?
Предыдущие опросы
  • Фестиваль «Времена и Эпохи», потому что каждый раз для масштабной исторической реконструкции выбираются разные эпохи из истории России32 голоса23%
  • Иысах (праздник Солнца), ведь только там можно увидеть обряды «кормления» огня и кумысопития8 голосов6%
  • Сабантуй, ведь татары и башкиры умеют веселиться от души21 голос15%
  • Фестиваль «Русское поле», где строят храм без единого гвоздя, звучит самый большой народный хор в мире, а посетители соревнуются в беге в мешках22 голоса16%
  • Люблю все столичные праздники, потому что они сплачивают людей и позволяют провести в парке день, полный развлечений и интересного общения57 голосов41%
Предыдущие опросы

Образование23 июня 2021 10:02Автор: Валентина Попова

Без пелены беспамятства

На конкурс прислали 3 тыс. рассказов, из которых жюри выбрало 80 историй

Рассказы, вошедшие в альманах «Незабытые истории Победы».

В конце мая в Музее Победы на Поклонной горе наградили победителей проекта «Многонациональная Победа» – авторов рассказов в народный альманах «Незабытые истории Победы».

Конкурс историй о фронтовиках проводится уже второй раз. Москвичи и жители других регионов страны с марта по май 2021 г. прислали свыше 3 тыс. рассказов. Это в 3 раза больше, чем было в прошлом году, когда организаторы получили 1022 работы.

Жюри, состоящее из Героев России, выбрало 80 лучших историй, которые вошли в новый альманах ­«Незабытые истории Победы». Число 80 взято неслучайно – книга приурочена к годовщине Битвы под Москвой. 

Среди победителей – школьники и пенсионеры, коллективы, люди разных профессий и национальностей. Но всех их объединяет одно: память о тех, кто прошёл через годы войны, выстоял.

Многие рассказы нельзя читать без слёз… Но читать надо. Только так – через судьбы обычных людей – можно понять цену великой Победы, великого героизма.

«Буду мстить за слёзы, за кровь»

«Великая Отечественная война знает множество примеров, когда человек отдавал жизнь, защищая в том числе и своё любимое дело. Одним из них стал Валентин Иванович Шелапутин – экскурсовод музея-заповедника «Коломенское», – написали в коллективном рассказе сотрудники современного музея-заповедника. – Он родился в 1909 г. в г. Мценске Орловской обл., а в «Коломенское» пришёл работать в ­1935-м, стал научным сотрудником. Война застала Валентина Ивановича во время отпуска, он срочно вернулся в музей и через несколько дней добровольцем вступил в истребительный батальон Ленинского района Московской обл. Эта истребительная рота размещалась прямо на территории музея в Передних воротах XVII в. и прилегающих к ним Приказных палатах. Помимо организации патрулей и охраны Шелапутин занимался и обустройством бомбоубежищ на территории музея. В этих бомбоубежищах укрывалось местное население, благодаря чему удалось спасти многие жизни. 

В середине октября 1941 г. в связи с приближением немецких войск к столице истребительные батальоны Москвы и Подмосковья были сняты со своих позиций и отправлены на формирование 4-й и 5-й Московских стрелковых дивизий. Лейтенант Шелапутин перед отправкой на передовую успел написать письмо своим коллегам в музей: «Буду мстить беспощадно за слёзы и кровь, за разрушенные памятники культуры». Буквально через несколько дней после отправки этого письма 786-й стрелковый полк 155-й стрелковой дивизии попал в окружение возле деревни Медведки Оленинского района (сейчас Тверская обл.) Лейтенант Валентин Шелапутин погиб в первом для себя бою 7 марта 1942 г. Погиб, но музей в Коломенском остался жить».

Валентин Шелапутин погиб в первом для себя бою. Фото: mos.ru/Almanax-2021

«Я хочу рассказать о холокосте…»

С этих слов начал свой рассказ Павел Каган. «Я из еврейской семьи. Холокост кровавым катком прокатился по судьбе близких мне людей, – написал он. – Мой родственник, Гутин Евгений Соломонович, родился в 1927 г. в городе Новозыбкове Брянской обл. 14 августа немцы захватили город, а всё трудоспособное еврейское мужское население собрали около управы и объявили, что они едут на работу в Германию. Их погрузили в вагоны, и больше их не видели, говорили, что последний приют они обрели в печах Бухенвальда. А 16 августа 1942 г. начался настоящий ад – полное уничтожение евреев. Каждый раз, когда мы приезжаем в Новозыбков, то заходим к высокому мемориальному обелиску. На нём написано: «В этом месте немецкие оккупанты расстреляли 2860 жителей». Кто же были эти замученные? За городом был противотанковый ров, к которому немцы пригоняли партиями евреев и расстреливали. По словам очевидцев: «Многие упали в ров живыми, получив пулевые ранения. И могилы засыпали землёй, обрекая на мученическую смерть тех, кто ещё дышал. В этом страшном месте земля ещё не один день шевелилась и стонала. Наши родственники прятались на чердаке своего дома при морозе 40 градусов. Через 2 дня после расстрела семья ночью пробралась к соседям Сафроновым, которые жили на соседней улице, и договорились, что они будут прятать моих родных. Сафроновы привели их в сарай, в котором была вырыта яма. В яме уже прятались соседи Сафроновых – две женщины Урицкие и Фаня Коган. В июне 1942 г. квартира (яма) пополнилась семьёй Могилевских (муж, жена, сын), в августе 1942 г. отец и сын Могилев­ские ушли в партизаны. 1 апреля ушли в партизаны и мои родные. В конце июня 1943 г. предатель сообщил нем­цам, что Сафроновы прячут евреев. Немцы ворвались в их дом, провели обыск, но найти яму так и не смогли. Они арестовали Сафроновых и отвезли в гестапо. Там их пытали, но не добились признания и расстреляли… Сафроновы, имея двух детей-подростков, Надежду и Василия, рискуя их и своей жизнью, прятали в своём доме 8 евреев, из них 5 детей…»

Через лагерь смерти Бухенвальд прошли 250 тыс. человек. Фото: Маргарет Бурк-Уайт/waralbum.ru

Все 80 рассказов из нового народного альманаха «Незабытые истории Победы» можно прочитать в онлайн-версии книги на сайте www.mos.ru.

Варежки для незнакомого танкиста 

Познякова Нина рассказ об удивительной судьбе своей тёти Валентины Будановой назвала «Посылка на фронт»: «В семье было семеро детей: старший брат Иван и шесть сестёр, Валентина – младшая. Года за два до войны брат Иван – в то время он уже жил в Москве, был женат и работал мастером на хлебозаводе – решил взять Валентину в столицу: по его мнению, трёх классов сельской школы для девушки было явно недостаточно. Жизнь в Москве показалась Валентине праздником. Она не пошла на хлебозавод, под крыло к старшему брату, а устроилась на работу в швейную артель: шить на машинке она научилась ещё в деревне, а в будущем мечтала стать хорошей портнихой. Брат записал Валентину в кружок по ликвидации безграмотности...

Валя связала варежки и отправила незнакомому солдату. Фото: mos.ru/Almanax-2021

Парни уже стали обращать внимание на кудрявую голубоглазую девушку, весёлую плясунью, но ей никто из них не нравился: почти все они были курящие, пьющие, курносые, ни один даже отдалённо не походил на её кумира – артиста Николая Крючкова. И вдруг – война. 

Жизнь круто переменилась. Ушли на фронт все парни, призвали в армию старшего брата Ивана, сноха с маленьким сыном уехала к родне за Урал, и Валентина осталась одна. Швейную артель перевели на пошив солдатской одежды – исподнего белья: куда же без него? Рубахи и кальсоны, кальсоны и рубахи – и так изо дня в день, из месяца в месяц, без отдыха, без отпусков. В артели было решено поддержать почин «Посылка для бойца». Валентина вспомнила о мотках пряжи, привезённых из деревни, и решила связать для неизвест­ного бойца тёплые носки… Она не пожалела пряжи и вдобавок к носкам связала ещё и варежки, двойные, очень тёплые. На листке клетчатой бумаги из тетрадки она написала слова привета незнакомому солдату, добавила несколько слов о себе и чётко вывела свой московский адрес. Валентина долго ждала ответа, уже перестала надеяться, но вот в канун нового, 1943 года в почтовом ящике забелел треугольник солдатского письма: ей писал танкист, рядовой Павел Борисов. Он благодарил Валентину за носки и варежки – они пришлись ему впору, удивлялся мастерству, с каким они были связаны. Так началась их переписка, в ходе которой они понемногу узнавали друг друга. Однако внезапно письма перестали приходить. Валентина боялась думать о плохом, ждала, иногда плакала. Так прошли два долгих месяца... Но вот в почтовом ящике вновь появился долгожданный треугольник. Павел писал из госпиталя. Оказывается, его часть попала под обстрел вражеской артиллерии, они с напарником с трудом выбрались из загоревшегося танка, получили серьёзные ожоги и осколочные ранения. 

Посылку получил Павел. Так началась история любви... Фото: mos.ru/Almanax-2021

«Всё позади, мы с другом живы, поправляемся, скоро опять на фронт, – писал Павел. – Плохо другое: в огне сгорели замечательные варежки, твой подарок, которым я так дорожил. Но они помогли мне выбраться из пекла, без них мои руки обгорели бы ещё сильнее». Читая письмо, Валентина не могла сдержать слёз радости. Он жив, её Павел, это главное, а варежки… Она сразу же написала ответ, в котором были самые добрые, самые нежные слова: о том, что она будет ждать Павла с фронта, будет встречать его в Москве и, если он захочет, свяжет ему носки и варежки ещё теплее и краше прежних. Они встретились после Победы, летом 1945 г., и больше не расставались».

Городоскоп
нет комментариевНаписать
    Написать свой комментарий

    © 1997–2024 ЗАО Газета "Столичность" - www.100lichnost.ru