Воспитание едой

Горан Станиславлевич готовит сербские блюда на полевой кухне.
Бывшие армейские повара раскрыли секреты «магии» полевой кухни.
Повар Горан Станиславлевич – серб по национальности. Почти четыре года он воевал в югославской армии, участвуя в конфликтах в Косове, Боснии и Герцеговине. Несколько лет назад Станиславлевич женился и переехал в Москву, где работает бренд-шефом в сербском ресторане. Горан знает всё об особенностях полевой кухни и о том, как сделать блюда вкусными и полезными и для бывалых солдат, и для подрастающего поколения.
Балканские блюда в лесу
50-летний Горан Станиславлевич родился в Косове. «Я сначала служил срочку в армии, потом уже профессионально – снайпером, – рассказывает Горан. – У нас были армейские повара, но часто еду приходилось готовить самим, особенно когда выполняли боевые задачи. Вкус солдатских блюд остался со мной навсегда».
О войне Горан не любит вспоминать, как и многие бывшие солдаты. Хотя фотографии с того времени, где он запечатлён, обмотанный патронташем, хранятся в его альбоме по сей день. На этих снимках он словно киношный Рэмбо. Но тогда это было вовсе не кино. Не любит вспоминать войну, кроме одного аспекта фронтовой жизни. За годы военной службы серб стал настоящим профессионалом не только в снайперском деле, но и в полевой кухне. Готовили знаменитые балканские блюда – паприкаш, пасуль и другие.
«На огонь ставился котёл, и туда забрасывались картошка, лук, курица и много-много паприки, – вспоминает Горан. – Тушилось всё это более двух часов. Это венгерское блюдо, популярное и в Сербии, называется «паприкаш».
Или сербский пасуль. Нежный, густой суп из фасоли, болгарского перца, сала и копчёных колбасок. Между прочим, именно пасуль готовили сербские партизаны во время Второй мировой войны».
Просто, сытно и полезно
Горан перечисляет необходимые особенности полевой кухни: главное, чтобы было просто, сытно и полезно. Несмотря на военные действия, в сербской армии следили, чтобы блюда не повторялись. Поэтому еда готовилась чаще не по выверенным классическим рецептам, а скорее по их мотивам и с как можно большим разнообразием.
«В котёл обычно клались разные крупы и бобовые, – говорит Станиславлевич. – Рис, кукуруза, фасоль, пшеница. И туда же обязательно мясо – курица, свинина, говядина – или рыба».
После окончания войны Горан Станиславлевич некоторое время работал инструктором на металлургическом заводе, а потом его всё чаще и чаще стали накрывать воспоминания о костре в лесу, о густой похлёбке, бурлящей в котле, из которого волной идёт насыщенный ароматом специй запах. Он вспомнил весь свой армейско-поварской опыт и отправился в курортную Черногорию, где открыл маленькое кафе с сербской кухней.
«Однажды я стал замечать, что в моё кафе приходит каждый день русская туристка, – вспоминает Горан. – Слово за слово, мы начали разговаривать, потом общение стало всё более насыщенным. Это была Александра из Москвы – моя будущая жена».
Пять лет длился роман Горана и Александры, пока влюблённые не поняли, что уже проверили свои чувства достаточно. Они решились соединить судьбы навсегда.
Поесть кашу «из топора» для детей, что полазить по танку
Президент АНО «Международный Альянс Кулинаров» Валентин Лобачев когда-то служил в армии поваром на полевой кухне.
Президент АНО «Международный Альянс Кулинаров» Валентин Лобачев. Фото: соцсети
Он уверен, что солдатские блюда несут в себе заряд патриотизма для подрастающего поколения. Отец Валентина – военный, их семью помотало по всему СССР. В Крыму Лобачев закончил кулинарное училище, потом юношу призвали на срочную службу в армию. Полгода он прослужил поваром на полевой кухне.
«Эта работа требует не только особых навыков, но и особой ответственности, – поясняет повар. – Одно дело, когда ты готовишь на кухне, где есть и вода, и столы, и доски, и плита, и духовка, и разные приспособления, а другое – когда ты находишься в чистом поле и у тебя нет ни электричества, ни воды, вообще ничего. Особенно это актуально сейчас, в зоне СВО, где я недавно побывал. Там полевые кухни сейчас находятся в блиндажах под землёй. Это вообще условия жестчайшие».
Поэтому, уточняет Лобачев, полевая кухня – это очень нестандартный способ приготовления пищи. По его словам, это такой бачок, куда все продукты закладываются сразу. Что-то вроде огромной мультиварки. Но и готовится всё это быстрее, и, по мнению Валентина, почему-то вкуснее получается еда.
«Время в армии регламентировано: война войной, а обед по расписанию, – объясняет повар. – Всё должно быть чётко, по распорядку.
Исходя из того, что полевая кухня предназначена для полевых условий, чаще всего в ней используются консервы – мясные и рыбные в сочетании с овощами и крупами, например картошкой, луком, морковью, рисом, гречкой, перловкой».
Как готовится классическая солдатская каша? По словам Лобачева, в бак забрасываются лук, тушёнка и гречка, всё это проваривается, и уже через несколько минут каша готова – ароматная, рассыпчатая, сытная. В том же алгоритме можно сочетать другие ингредиенты.
«Полевая кухня всегда имеет некий патриотический эффект, – акцентирует Валентин Лобачев. – Она камуфляжного цвета, видя её, все, даже дети, понимают, что это солдатская еда.
Для ребят поесть солдатскую кашу из полевой кухни – всё равно что полазить по танку или гаубице. Дети проникаются готовностью защищать Родину». Так что полевая кухня и солдатская еда – это тоже элемент военного воспитания. Вкусный и сытный.
- 05 ноября 2025 07:59
-
У самовара я и моя Маша. Гуля. Зара
05 ноября 2025 07:55 - 21 октября 2025 17:57
- 07 октября 2025 19:27

