Сотня ценных

Ижорское женское одеяние конца XIX века.
Исчезающий этнос переселенцев из Москвы сохраняет в Карелии уникальную культуру.
Москва – это калейдоскоп этносов и культур. Большинство из нас назовёт татар, башкир, чеченцев и якутов. А в дальних уголках страны живут народы, чьи традиции известны лишь специалистам. Есть среди таких редких народов те, что тесно связаны с Москвой.
В самом сердце Республики Карелия раскинулся удивительный край – Водлозерье. Здесь живут водлозёры, чья история парадоксальным образом началась с переселения из московских земель.
Кто такие водлозёры?
Водлозёры – это потомки русских переселенцев, которые веками жили в изоляции. Их осталось всего несколько сот человек, но их наследие представляет огромную ценность для русской культуры. Историк и публицист Никита Томилин так характеризует этот феномен: «Водлозёры интересны тем, что несколько столетий жили обособленно, смешиваясь с местным населением и перенимая его традиции. Многие столетия на Водлозерье складывалась неповторимая крестьянская культура с собственными обычаями и привычками».
Обособленность и породила их самобытность. Этнически оставаясь русскими, они создали свой микрокосм, где переплелись христианские обряды и древние верования, а природа продиктовала уникальный хозяйственный уклад.
Как зарождалась общность
Первые письменные упоминания о населении на берегах Водлозера встречаются ещё в грамотах XII–XIV веков, но массовое освоение этих суровых, но богатых земель началось позже. Вопреки распространённому мнению это не был единый исход. Первыми сюда пришли новгородцы, бежавшие от растущего влияния и централизации Московского княжества. Они искали вольницу, новые промысловые угодья и возможность жить по своим законам.
Позже, после окончательного падения Новгородской республики, в эти края потянулись и переселенцы уже непосредственно из московских земель. Причины были разные. Кто-то бежал от непосильных повинностей и ужасов опричнины Ивана Грозного. Кто-то, будучи приверженцем старой веры, искал уединения для своих обрядов в глухой тайге. А кто-то ехал на освоение и защиту северных рубежей.
Так, вдали от столицы, на берегах огромного озера сформировалась общность людей, принёсших с собой культуру и язык Северо-Западной и Центральной Руси, но вынужденных приспособить их к совершенно новым условиям.
Жизнь в гармонии
Изоляция и суровая природа определили весь уклад жизни водлозёров. Они стали искусными рыбаками, живя на Водлозере. Основой промысла был лещ, которого сбывали в соседние сельские районы. Важнейшим источником дохода были рубка и сплав леса, а также пушная охота на белку и куницу. Земледелие было особым, подсечно-огневым: участок леса выжигался, и на удобренной золой земле несколько лет выращивали рожь и ячмень. Это был тяжелейший труд, требовавший слаженной работы всей общины.
Пожалуй, самое удивительное в культуре водлозёров – это их мировоззрение, прочный сплав православия и древних верований. «Лес для них был живым существом со своим хозяином – лешим. Каждый охотник обязательно делал «относ» – оставлял часть добычи лесу в знак благодарности. У водлозёров до сих пор есть священные рощи. Уникальным явлением стали «деревья-часовни» – как правило, сосны, в стволы которых врезаны иконы или кресты. К ним приносили «заветы»: платки, отрезы ткани, деньги. Эта традиция настолько сильна, что даже в XXI веке отмечалось появление новых почитаемых деревьев», – уточняет историк Томилин.
Круг замкнулся
В XX веке традиционный уклад сильно пострадал из-за коллективизации и политики укрупнения деревень. Однако культура не исчезла. Сегодня центром жизни является деревня Куганаволок, а общая численность постоянного населения в 5 исторических деревнях составляет около 500 человек. В 1991 году для сохранения природы и историко-культурного наследия был создан Водлозерский национальный парк, который сегодня является биосферным резерватом ЮНЕСКО.
«Этнически они русские – это потомки московских и новгородских переселенцев XVI века, но долгие годы в изоляции сделали их самобытным народом. Территория расселения водлозёров включала нижнее течение реки Илексы (до Лузского ручья
на границе Архангельской области) и бассейн Водлозера и двух вытекающих из него рек – Вамы и Сухой Водлы (до их слияния, дающего начало Водле). Даже сейчас территория Водлозерья удалена от цивилизации и транспортных артерий. Сегодня это национальный заповедник, который сохранил уникальную культуру старорусского деревянного зодчества», – уточнил Томилин.
Посетить земли водлозёров сегодня может каждый. Путешествие сюда – это погружение в историю. Уставшие от шума мегаполисов туристы могут увидеть жемчужину русского деревянного зодчества – Ильинский погост XVIII века, стоящий на острове посреди озера, и окунуться в славянские традиции. Некогда люди бежали от столицы в глушь, а теперь столица едет сюда – прикоснуться к сохранённому наследию.
Мал «золотник», да дорог
К другим исчезающим этносам можно отнести семейских Забайкалья. Это потомки старообрядцев, которые в XVIII веке по указу Екатерины II вернулись из-за границы. Они сохранили в первозданном виде культуру допетровской Руси. Их самобытное хоровое пение сегодня признано ЮНЕСКО шедевром нематериального культурного наследия человечества. Или ижора – финно-угорский народ Ленинградской области, чей язык находится на грани исчезновения. В Ярославской области живут кацкари, на берегах Белого моря – поморы. Каждая из этих групп – живая нить в многоцветном ковре российской истории.
И «нити» эти нуждаются в защите.
-
Как снять жильё: памятка трудовому мигранту
11 ноября 2025 20:49 - 05 ноября 2025 08:50
- 05 ноября 2025 08:29
- 05 ноября 2025 08:26

