События
Опрос
Какие праздники, проводимые в Москве каждый год, вам нравятся больше всего?
Предыдущие опросы
  • Фестиваль «Времена и Эпохи», потому что каждый раз для масштабной исторической реконструкции выбираются разные эпохи из истории России37 голосов23%
  • Иысах (праздник Солнца), ведь только там можно увидеть обряды «кормления» огня и кумысопития10 голосов6%
  • Сабантуй, ведь татары и башкиры умеют веселиться от души23 голоса14%
  • Фестиваль «Русское поле», где строят храм без единого гвоздя, звучит самый большой народный хор в мире, а посетители соревнуются в беге в мешках24 голоса15%
  • Люблю все столичные праздники, потому что они сплачивают людей и позволяют провести в парке день, полный развлечений и интересного общения65 голосов41%
Предыдущие опросы

Персона11 ноября 2025 20:53Автор: Анна Тарасова

Счастье — это когда тебя понимают

Фото: личный архив
Елена и Чингис Аюшеевы учились вместе, работают вместе и в браке уже 22 года.

Елена Аюшеева — русская, её муж Чингис — бурят, и они уважают культуру и веру друг друга.

«СтоЛИЧНОСТЬ продолжает цикл статей о многонациональных семьях, которые объединила Москва. Сегодняшние наши герои – Елена и Чингис Аюшеевы. Он бурят, она русская, оба заняты одним делом и всецело посвящены классической музыке.

«Подкупил его голос»

«Я была на два курса по­младше, – вспоминает историю знакомства с Чингисом Елена. – Оба вокалисты консерватории. И так сложилось, что нужно было готовить диплом – оперный спектакль. Чингис должен был петь главную партию в опере Пуччини. И ему нужна была партнёрша. Из девочек его курса никто на неё не решился. Тогда обратились к младшим курсам, и я согласилась. Я пришла на репетицию, и там мы впервые встретились».

Дуэт сложился быстро. Именно тогда будущая пара начала дружить. Общие репетиции, общие интересы.

«А ещё меня, признаюсь, подкупил его голос, – улыбается Елена. – У Чингиса совершенно феноменальный вокал, удивительного тембра. Он и поступил легко благодаря ему. Приехал из Бурятии, из очень простой семьи и с блеском выдержал конкурс». 

Дружба постепенно переросла в отношения неожиданно для самих студентов. Но всё получилось так гармонично, что уже 22 года они – семь­я. И работают тоже вместе, в Московском академическом Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. 

«Честно скажу, я боялась, что скажут мои родители на-счёт Чингиса. Всё-таки парень другой национальности, – признаётся Елена. – Потому что мой папа всегда мне говорил: «Лена, найди простого русского парня». Поэтому я сначала пригласила на наш оперный концерт маму, она у меня пианист­ка, очень тонко чувствующий человек. И она сама в Чингиса сразу влюбилась и уверенно сказала, как все мамы: «Его срочно надо кормить». Она приняла его безоговорочно. И с папой никаких сложностей не возникло. Чингис сразу вошёл в семью. И до сих пор он у родителей любимый зять».

А вот родители Чингиса совсем не удивились русской невесте.

«У нас же более 70% русских в Бурятии живёт, – улыбается Чингис. – Смешанные браки встречаются очень часто. В 1990‑е годы в Москве с интересом смотрели на человека другой национальности. А у нас все жили вперемешку, и никакой разницы между русскими и бурятами не было. Поэтому моя семья даже не удивилась, когда я привёз Лену. Её приняли с распростёртыми объятиями».

«Сжигаем неприятности»

И всё-таки различия между двумя такими близкими людьми нашлись. 

«Я, например, очень верующий человек, – говорит Чингис. – Буддизм, шаманизм очень много для меня значат. А Лена православная. Это, пожалуй, единственное наше несовпадение. Но буддизм – религия широких взглядов, открытая ко всему. Если от религии идёт добро, то она должна существовать. Так что мне православие даже очень нравится. Лена поёт в церкви на православные праздники, а я с удовольствием прихожу её слушать. Когда жена идёт на службу, я могу в книжной лавке почитать с интересом православную литературу. Помню, читал поучения афонских старцев. Мне запомнилась именно эта книга, потому что там я нашёл то, что нам говорит и буддийский лама. Слово в слово. Я так удивился. Так что оказалось, что даже в этом у нас больше общего, чем различий. Просто, например, праздники у буддистов свои.

Один из любимых буддийских праздников в семье – Новый год Сагаалган, или Белый месяц. Он празднуется не 31 декабря, а в разные дни и связан с окончанием полевых работ.

«Сдвигается, как наша Пасха, – объясняет Елена. – В Бурятии в этот день все ходят друг к другу в гости, обязательно угощение должно быть, белая пища какая-то должна быть на столе.

Существуют в Бурятии и особые красивые ритуалы, связанные с этим праздником». 

«В Дугжуубу, ночь накануне Нового года, делается огромный костёр, – разъясняет Чингис, – и в этом костре сжигается всё плохое. Если человек болеет, например, делается простое тесто из воды и муки, прикладывается к больному месту и сжигается в огне».

Елена не сторонится традиций мужа. Напротив, она признаётся, что они ей очень интересны.

«Мы проводили такой ритуал прямо в Москве, – говорит она. – В столице есть буддийские центры, которые отмечают этот праздник. И я вместе со всеми сжигала в костре все свои неприятности.  

А ещё накануне бурятского Нового года нужно вымыть всю квартиру, нельзя пить алкоголь и нужно ждать прихода богини Палден Лхамо». «Это такая богиня, которая обходит всех людей и оценивает их кармические поступки, – поясняет Чингис. – Если люди вели плохую жизнь весь год, она их наказывает, если хорошую – приносит подарки». 

«И происходит это в 4 часа утра, – добавляет Елена. – Помню, однажды я была на гастролях, а муж рассказывал: проснулся на рассвете, ровно в 4, от ощущения, что его кто-то поцеловал. Это было так красиво и немножко пугающе одновременно. Мы решили, что у него, видимо, будет хороший год».

«Первым бежит есть куличи»

Удивляют ли Елену бурятские традиции?

«Если любишь человека, то принимаешь его полностью, с его семьёй, с его обычаями. У мужа дома есть, например, свой алтарь, на котором стоят его фигурки, свечи, на стене у нас висит изображение Зелёной Тары. А у меня, в моей части, размещены иконы. И это всё прекрасно уживается в одном пространстве», – улыбается Елена.

А Чингис, например, очень любит православную Пасху.

«Он первым бежит утром на кухню и ест яйца и кулич», – улыбается Елена.

«Я Лене говорю: «Лена, пойдём к Матроне». Я понимаю, что это очень важно. Для нас две религии сошлись в одну. Я умываюсь точно так же святой водой, а в Бурятии пел на клиросе. Православие и буддизм очень близки», – говорит Чингис.

Дочку Аюшеевы назвали Марией и воспитывают, прививая традиции обеих культур.

«Она у нас уже взрослая, – улыбается Елена, – сама поймёт, что ей ближе. Но перекоса в сторону одной национальности у нас никогда не было. Ведь Бурятия – часть России».

Салат отдельно, квас отдельно

Присутствует в доме и нацио­нальная кухня. Как русская, так и бурятская. Например, свекровь научила Елену готовить буузы. 

«Это такой большой бурятский пельмень с дырочкой сверху, варится на пару, – объясняет Елена. – Как только мы поженились, мне его мама подарила большую пароварку, для того чтобы я их готовила».

Хотя когда Елена и Чингис в первый раз приехали в гости в Бурятию, местная кухня по-настоящему впечатлила девушку.  

«Они делали кровяную колбасу, варили барашка в огромном котле. Такого в Москве я не видела. Зато я до сих пор помню этот бульон, он был прямо сладкий. Я вообще очень люблю Бурятию, эту удивительную «страну духов». Там как будто с Богом говоришь. Раз в год мы обязательно стараемся туда ездить.

А Чингис, кстати, любит русскую кухню». 

«Обожаю окрошку, – говорит он. – Хотя первый раз, когда я её увидел, помнится, очень вежливо попросил, чтобы мне дали салат отдельно, а квас отдельно. Не понимал, зачем это смешивать. А сейчас с удовольствием ем».

Городоскоп
нет комментариевНаписать
    Написать свой комментарий

    © 1997–2025 ЗАО Газета "Столичность" - www.100lichnost.ru