«Во мне живут две культуры»

Востоковед Александр Кадырбаев вырос в русской среде, но, став взрослым, отправился в Алма-Ату, чтобы напитаться культурой казахского народа.
Историк-китаист Александр Кадырбаев по матери русский, по отцу – казах.
Профессор Института востоковедения РАН, доктор исторических наук Александр Кадырбаев вырос в русской среде, но, став взрослым, отправился в Алма-Ату, чтобы напитаться культурой народа, давшего ему половину генов. А в зрелом возрасте снова вернулся в Россию. Как учёному удаётся сочетать в себе тонкий восточный менталитет и широту русской души, он поведал в интервью корреспонденту «СтоЛИЧНОСТИ».
«Море – это не моё»
Мать Александра Кадырбаева была родом из семьи раскулаченных русских крестьян. Лишившись дома, земли и всего имущества, они скитались по стране и в итоге осели в солнечном Казахстане.
«Однажды к соседям-казахам приехал в отпуск сын – курсант Бакинского высшего военно-морского училища, – рассказывает Александр Шайдатович. – Это был мой будущий отец. Он и мама полюбили друг друга, сыграли свадьбу. Через год родился я. К тому времени отец уже служил в Севастополе».
В Крыму семья Кадырбаевых прожила семь лет. А потом Шайдата перевели на Дальний Восток. Сахалин, Петропавловск-Камчатский, Хабаровск – маленького Сашу изрядно помотало по восточной оконечности СССР.
«В детстве я, как, наверное, и все сыновья, хотел пойти по стопам отца, мечтал стать морским офицером, – улыбается Кадырбаев. – Однажды десятилетним упросил папу взять меня с собой на его торпедный катер. И он взял. Я стоял в рубке, катер нёсся так стремительно, что меня сразила не совсем, конечно, морская болезнь, но нечто похожее. Несмотря на то что мне по возвращении дали морской паёк – галеты, колбасный фарш и шоколад, – я тогда для себя решил, что в море больше ни за что и никогда не выйду. Не моё это оказалось». По словам Александра Шайдатовича, Дальний Восток был удивительным краем.
Бешбармак никогда не забудешь
В 1958 году Саша вместе с мамой отправился в Чечено-Ингушетию. Туда из Казахстана переехали бабушка с дедушкой по материнской линии.
«Чеченцы всегда очень хорошо относились к казахам, – вспоминает Кадырбаев. – Казахи во время вынужденного переселения чеченцев приняли. Во время Великой Отечественной в Казахстан также были эвакуированы десятки предприятий из европейской части страны. Казахи взяли в свои семьи 50 тысяч русских детей, чьи родители погибли в войне».
Кадырбаев признаётся, что, несмотря на то, что всё детство и юность он провёл в русскоязычной среде, русского и казахского в нём поровну. Конечно, мама готовила национальные блюда для отца.
«Каждую неделю – обязательно бешбармак, – вспоминает Александр Шайдатович. – Отец его очень любил. Он говорил нам, детям, что вы, мол, можете забыть всё что угодно – язык, людей, но бешбармак не забудете никогда. Не то чтобы для казахов это было сакральное блюдо, просто очень вкусное. Мясо и тесто – что ещё надо для мужчины?»
Возвращение в Россию
В детстве Саша обожал читать книжки про историю Востока. Поэтому вопрос «кем быть» для него не стоял. Конечно же, востоковедом! Он поступил на китайское отделение Дальневосточного университета во Владивостоке.
«А когда получил диплом, папа принял решение отправить меня на историческую родину, в Казахстан, – говорит Кадырбаев. – Я не то чтобы не сопротивлялся, сам этого очень хотел. Во-первых, очень любил отца и старался быть на него похожим. Во-вторых, ощущал в себе дефицит «казахости» и хотел его восполнить».
Поэтому первым делом, приехав в Алма-Ату, он начал учить казахский язык, на котором раньше изъяснялся с трудом. Долгие годы Кадырбаев занимался развитием востоковедческой науки в Казахстане. Уже будучи профессором, он читал лекции для студентов исторического факультета Казахского национального университета им. Аль-Фараби. Издавал монографии. Но в 1999 году учёный вернулся в Россию.
«Я хотел заниматься наукой, а в Казахстане в тот период был развал, – признаётся Кадырбаев. – Даже национальную Академию наук ликвидировали. Поэтому я принял приглашение Института востоковедения РАН, где когда-то учился в аспирантуре, и переехал в Москву».
В свои 75 лет Александр Шайдатович продолжает вести научную деятельность. Например, в этом году у него вышла очередная книга – про адмирала Евфимия Путятина, который подписал первый договор о дружбе и торговле с Японией. Учёный с интересом смотрит на Китай и его отношения с Россией. Он говорит, что нашим странам есть что дать друг другу. По словам Александра Кадырбаева, несмотря на разные менталитеты, все мы живём по одним принципам и одним заповедям.
Досье
Александр Кадырбаев – советский и российский востоковед. Специалист по истории России, Китая, Центральной Азии, культуре и истории тюркских народов. С 1972 по 1996 год работал в Институте истории, археологии и этнографии им. Ч. Ч. Валиханова АН Казахской ССР, а также повышал квалификацию в Национальной академии Республики Казахстан. Научные интересы Кадырбаева получили дальнейшее развитие за пределы изучения истории Китая. В его исследованиях большое место занимает поиск этнических корней народов, которые населяют Центральную Азию, и их связь с национальными меньшинствами в Китае.
В 1999 году становится сотрудником Института востоковедения РАН. Являясь специалистом широкого профиля, Кадырбаев занимается написанием учебных пособий для Института стран Азии и Африки МГУ. С 2004 года преподаёт в ИСАА МГУ им. М. В. Ломоносова. С 2006 года им ведётся активная научная работа и преподавательская деятельность в Российском государственном гуманитарном университете.
- 11 ноября 2025 20:57
-
Счастье — это когда тебя понимают
11 ноября 2025 20:53 - 11 ноября 2025 20:51
- 11 ноября 2025 20:38

