Опрос
Какие праздники, проводимые в Москве каждый год, вам нравятся больше всего?
Предыдущие опросы
  • Фестиваль «Времена и Эпохи», потому что каждый раз для масштабной исторической реконструкции выбираются разные эпохи из истории России32 голоса23%
  • Иысах (праздник Солнца), ведь только там можно увидеть обряды «кормления» огня и кумысопития8 голосов6%
  • Сабантуй, ведь татары и башкиры умеют веселиться от души21 голос15%
  • Фестиваль «Русское поле», где строят храм без единого гвоздя, звучит самый большой народный хор в мире, а посетители соревнуются в беге в мешках22 голоса16%
  • Люблю все столичные праздники, потому что они сплачивают людей и позволяют провести в парке день, полный развлечений и интересного общения57 голосов41%
Предыдущие опросы

Персона26 января 2022 21:43Автор: Константин Кудряшов

Москва казачья

Дмитрий Ковалёв

«Тезис о том, что казаком можно только родиться, — вредное заблуждение».

24 января в Общественной палате Российской Федерации состоялась научно-практическая конференция «Живы вопреки. Казачья голгофа», посвящённая годовщине расказачивания.

Отом, когда в Москве появились казаки, как и чем живут они сегодня, «СтоЛИЧНОСТЬ» побеседовала с атаманом Московского окружного казачьего общества (МОКО), казачьим полковником Дмитрием Ковалёвым.

– Ваше общество существует уже больше 10 лет. Какое из достижений за эти годы вы бы назвали самым главным?

– Думаю, одним из главных наших достижений можно считать то, что казачество в Москве не просто существует, а уже укоренилось и развивается. О казачестве москвичи знают, и знают неплохо. 

Хотя совсем недавно, лет 10–15 назад, на малочисленных тогда ещё в столице казаков горожане смотрели с недоумением. Кто это? Зачем они здесь? Откуда казаки взялись в Москве? Всем же было «доподлинно известно», что казаков тут вроде как и не должно быть, – им место где-то там, далеко, на Дону, в Забайкалье…

Однако если посмотреть на историю казачества в Москве подробнее, то выяснятся любопытные вещи. Казаки здесь живут уже более 300 лет. Об этом говорит даже топонимика города – 1-й и 2-й Казачьи переулки, например. В XVII в. на их месте располагалась целая ­Казачья слобода. Можно вспомнить ещё храм иконы Божией Матери «Отрада и утешение», что на Ходын­ском поле. Он по­строен в период 1907–1910 гг. действительным статским советником Колесниковым, донским казаком. В поданном Колесниковым прошении отмечалось, что храм будет возведён для казаков Первого Донского казачьего имени генералиссимуса князя Александ­ра Суворова полка, который квартировался в Москве. Когда началась Первая мировая, полк ушёл на поля сражений. Но остались запасные учебные сотни, которые пополнялись по призыву из казаков, живших в то время в Москве. 

В 1996 г. было зарегистрировано 38 общественных организаций казаков, а в конце этого же года все официально дейст­вующие московские казачьи организации объединились в Московское городское казачье общество с фиксированным списочным составом.

Настоящие и ряженые

– Приходилось ли вам сталкиваться с недоброжелателями? 

– В целом москвичи воспринимают казаков положительно, относятся доброжелательно и с пониманием. Однако бывает и так, что всплывают какие-то старые обиды, обусловленные однобоким отношением к казачеству, унаследованным от советских времён. Нам же всем на уроках истории внушали, что казачество – это прежде всего разбойники, смутьяны и бунтовщики. В пример приводят восстания Степана Разина, Кондратия Булавина, Емельяна Пугачёва…

Ну что тут сказать? Да, среди казаков были смутьяны. Но почему-то редко когда говорят, что эти самые смутьяны были схвачены и обезврежены самими же казаками! Тот же Булавин, например. Он восстал против цент­ральной власти – это факт. Но в итоге атаман Илья Зерщиков и с ним большинство казачества, понимая, к чему приведёт крушение центральной власти в России, осадили дом Булавина, и в итоге тот застрелился. Разина вообще пленил его собственный крёстный отец, войсковой старшина Корнелий Яковлев, который отлично осознавал, что ни к чему хорошему бунт против царя не приведёт и что нет хуже предательства, чем нарушить клятву, данную государю.

Здесь, правда, мы имеем дело с людьми, которые способны к диалогу и которых можно убедить, что разбойников и бунтовщиков среди казаков было всё-таки немного. Совсем иначе приходится выстраивать отношения с теми, кому в своё время не повезло столкнуться с ряжеными. Понимаете, казачество обладает невероятной притягательной силой. Кое-кто не выдерживает искушения, люди самовольно наряжаются в форму, цепляют чуть ли не генеральские погоны, навешивают на себя какие-то фантастические знаки отличия, а иной раз и копии реальных наград, что уже никуда не годится. Мы стараемся с этим бороться. У нас есть ряд нормативных документов, определяющих правила ношения формы реестрового казачества, а также порядок присвоения званий. Скажем, генеральский чин в реестровом казачьем обществе может быть присвоен только указом Президента РФ. Никаких других генералов быть не может – помните об этом!

А универсальный ответ недоброжелателям будет таким. Нужно помнить евангельский принцип: «По плодам их узнаете их». Есть реестровое казачество. Есть казаки, не входящие в реестр, но делающие одно с нами дело, направленное на поддер­жание традиций по службе Отечеству, занимающиеся военно-патриотическим воспитанием… А просто любующиеся собой либо проповедующие какие-то бредни – те ряженые. 

Обычаи и традиции

– Есть мнение, что казаком можно только родиться, а явиться к вам со стороны нельзя. Это правда?

– Тезис о том, что казаком можно только родиться, – довольно вредное, на мой взгляд, заблуждение. Исторически это действительности не соответ­ствует. Казачество всегда пополнялось за счёт пришлого населения. К казакам являлись люди и сами по себе, и по велению власти – бывали случаи, что в казаки записывалось население целых деревень. Другое дело, что исконные традиции сохраняют и развивают, как правило, ­казаки родовые.

Сейчас любой желающий может обратиться к атаману с прошением о вступлении в казачье общество. Атаман, рассмотрев прошение, назначает испытательный срок – кандидат должен соответствовать традиционным нормам. Например, быть верую­щим, воцерковлённым, православным. Кроме того, необходим определённый минимум: знание основных традиций, твёрдость в намерениях защищать Отечество, патриотизм. Бунтарям против власти, тем более ­радикально настроенным, в наших рядах места нет. Когда пройдёт испытательный срок, все казаки проходят верстание – дают клятву на верность. После этого новоиспечённый казак имеет право принимать участие в жизни и деятельности казачьего общества и города. Вернее, обязан это делать.

– Вы много говорили о традициях. А надо ли в условиях мегаполиса строго сохранять старинный уклад казачьей жизни или можно что-то менять?

– Скажем так – есть традиции, а есть обычаи. Традиции (вера в Бога, служение Отечеству, уважение к старшим, соответ­ствующее воспитание молодого поколения) остаются актуальными по сей день. Всё остальное можно и нужно приспосабливать к текущим реалиям. Например, казаки всегда селились компактно. Хутор, станица, да та же Казачья слобода, если мы говорим о Москве. Это давний, исконный обычай. Надо ли его придерживаться в современном городе? Хотелось бы, но, думаю, если не получается, то и ничего страшного. Был ведь ещё обычай пойманного на тяжком преступлении казака «окунать в воду» – его зашивали в мешок и бросали в Дон. Извините, но придерживаться этого обычая сейчас – значит вершить самосуд, т. е. идти против законной власти, на что настоящий казак никогда не посягнёт. Есть вещи, которые были актуальными 100 и 200 лет назад. Цепляться за реалии такой давности – это всё равно что расписаться в собст­венном бессилии. Признать, что сам по себе ты – ничто. 

Иными словами, живя в много­национальном, много­конфессиональном городе, нужно прежде всего соблюдать законы государства, а потом уж чтить свои обычаи и уважать обычаи соседей. 

Служба, и не только 

– А в чём конкретно состоит деятельность московских ­казаков?

– Основная задача, прописанная в нормативных документах, – «несение государственной и иной службы». Но, понятно, сфера нашей деятельности шире. Например, специализированная народная дружина казаков оказывает содействие правоохранительным органам в охране общественного порядка в местах массового отдыха граждан в лесопарковых зонах и на территории православных храмов города Москвы. С 2018 г. при поддержке столичного Департамента труда и соцзащиты населения работает социальный патруль, оказывающий помощь людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию. В прош­лом году запущен проект по оказанию содействия органам полиции на транспорте – пока только в аэропорту «Внуково», но с этого года проект, думаю, будет развиваться далее. Кроме того, при поддержке Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы мы проводим отборочные этапы Всероссийского слёта казачьей молодёжи «Готов к труду и обороне». На 2-е полу­годие 2022 г. запланированы слёт казачьих кадетских классов «Казачья смена», проведение отборочных этапов Всероссийской военно-спортивной игры «Казачий сполох». Также в этом году планируем провести X Международный фестиваль «Казачья станица Москва» в парке «Коломенское», который в последние годы не проводился из-за эпидемиологической обстановки. Дел добрых очень много. Мы ориентируемся прежде всего на то, что наши проекты должны давать ясный и действенный результат. С чем и живём, и служим по традициям казачества.

Городоскоп
нет комментариевНаписать
    Написать свой комментарий

    © 1997–2024 ЗАО Газета "Столичность" - www.100lichnost.ru