Опрос
Какие праздники, проводимые в Москве каждый год, вам нравятся больше всего?
Предыдущие опросы
  • Фестиваль «Времена и Эпохи», потому что каждый раз для масштабной исторической реконструкции выбираются разные эпохи из истории России32 голоса23%
  • Иысах (праздник Солнца), ведь только там можно увидеть обряды «кормления» огня и кумысопития8 голосов6%
  • Сабантуй, ведь татары и башкиры умеют веселиться от души21 голос15%
  • Фестиваль «Русское поле», где строят храм без единого гвоздя, звучит самый большой народный хор в мире, а посетители соревнуются в беге в мешках22 голоса16%
  • Люблю все столичные праздники, потому что они сплачивают людей и позволяют провести в парке день, полный развлечений и интересного общения57 голосов41%
Предыдущие опросы

Дискуссия11 марта 2014 21:09Автор: СтоЛИЧНОСТЬ

Как «включить» природное милосердие детей

Фото: Эдуард Кудрявицкий
Мы растим умных и добрых. Почему же иногда они превращаются в непонимающих и а­грессивных?

Нетерпимость ребят могут победить внимание взрослых и их добрые дела

Откуда берётся детская агрессия? Специалисты ищут ответ на этот вопрос уже не один десяток лет. Раньше казалось, что корень проблем - в игрушечном пистолете в руках ребёнка. А теперь, когда забава превратилась в настоящую винтовку, кого винить и чего бояться? Произошедшая в московской школе трагедия, когда подросток расстрелял учителя и полицейского, снова заставила говорить об... игрушках. Только уже совсем о других. Компьютерные стрелялки и невнимательность родителей, доступность гаджетов и нагрузки в школе - это обсуждали специалисты-психологи на недавнем «круглом столе» в Центральном доме журналиста.

Компьютер вместо родителя?

Марк Сандомирский, психотерапевт, кандидат медицинских наук

Проблему детской агрессивности нужно решать усилиями всего общества.

Причины явления очевидны: агрессивная информационная среда и цифровая социализация. Что это значит? Чем больше времени компьютер заменяет ребёнку родителей, тем сложнее ему общаться и решать проблемы, которые могут возникнуть при реальном общении со сверстниками и взрослыми. Само наше общество становится более жёстким, но, как показывают исследования, подростковая жестокость растёт опережающими темпами. Мы сталкиваемся с печальным явлением так называемого поколения «жести» - отдалённым психологическим эхом 1990-х годов.

Сегодняшний кризис семьи как социального института углубляет разрыв внутри поколений. Подростки, не получая дома психологической поддерж­ки, не могут справиться со своими проблемами в одиночку и распространяют свою агрессию на окружающих. И если семья пере­стала морально поддерживать ребёнка, то школа ещё не пришла к этому. Учебники по психологии несовременны. К тому же многие педагоги по старинке считают, что трудности подросткового возраста проходят сами собой. Напротив, взрослея, они трансформируются и дают основание для отклоняющегося от нормы поведения, депрессии и различных зависимостей. Но главный вопрос не в том, кто виноват, а что мы можем сейчас сделать, чтобы исправить ситуацию.

Когда психологи - девочки...

Сергей Ениколопов, руководитель отдела медицинской психологии Научного центра психического здоровья РАМН

В советское время слово «агрессия», кроме представителей МВД или прокуратуры, никто не мог произносить вслух. Почему-то она была под запретом. Конечно, это сказалось на современном состоянии анализа агрессии в России. К сожалению, большинство современных исследований проводится по устаревшим американским методикам. Мы забываем, что ни один западный анализ нельзя просто взять и перенести на русскую почву! Между нашими культурами и менталитетом такая же огромная разница, как между мегаполисом и маленьким городком, между Востоком и Западом. Потому мы и бессильны сегодня перед её проявлениями. Агрессия - это, с одной стороны, индикатор. То есть милые ребята, которые в первом классе дёргают понравившихся девочек за косички и отбирают портфель, не станут преступниками. С другой стороны, агрессия - механизм самозащиты, когда человек ищет козла отпущения. Это говорит о неблагополучии человека, который так реагирует на угрозу, защищая своё «я».

Проблема в том, что многие молодые психологи, приходящие в школы, - это девочки. Кому из старшеклассников интересно обсуждать что-то с девушкой на пару лет старше его, если это не вопрос о свидании? Кому из них захочется получить прозвище «псих» после посещения школьного психолога?

Стрессы - не норма жизни!

Сергей Тиунов, начальник подразделения Московской службы психологической помощи

По статистике, 10-15% жалоб поступает на насилие в семье, основная причина которого - взаимо­отношения между родителями и подростками. Эта проблема ненова, но в последнее время обострилась из-за популярности компьютерных игр и гаджетов.

Психология пока только встраивается в систему школьного образования. Многие учебные заведения вообще заменяют работу психолога на культурно-массовые мероприятия, и в итоге психологическая без­опасность школы оказывается под угрозой.

Другая причина для стресса - экзамены. Моя 14-летняя дочь, общаясь со сверстниками, постоянно обсуждает государственную итоговую аттестацию (ГИА) и ЕГЭ. Мы как родители стараемся не давить на неё, но, если тема постоянно культивируется в школе, не удивлюсь, если это в конечном итоге приведёт к нервному срыву...

В чём сила?

Светлана Морозова, педагог-психолог Центра образования № 1462

Дети страшно одиноки даже в полных семьях. Родители не идут на контакт со школьными психологами, а без их письменного согласия я не имею права помогать ребёнку. Я выработала такую позицию: не могу изменить ситуацию, зато в моих силах поддержать человека. Но иногда случаи бывают действительно страшные. Девочку-третьеклассницу с шикарной косой мама за какую-то провинность взяла и... обрила наголо. Мама, конечно, считает, что в семье у них по-прежнему всё в порядке... И тут надо работать сначала с родителем, а уже потом с ребёнком.

Мне повезло: директор нашей школы ценит психологию. Но к каким мерам ей приходится прибегать? В сетке расписания она ставит предмет «профориентация», хотя на деле это психологи занимаются с девятиклассниками, которые в преддверии ГИА испытывают вдвойне больше стресса.

На плохих примерах растут «плохие» дети

Борис Зубков, психолог-исследователь, член Британского психологического общества

Как бы прекрасно ни выглядели в теории современные исследования в социальной психологии, на практике можно получить совершенно другие результаты.

Например, уже более 30 лет в Америке подросткам, совершившим противоправные деяния, проводят экскурсию в настоящую колонию, где дают пообщаться с заключёнными. Оказалось, эта методика очень эффективно работает, однако в противоположном направлении: те дети становились преступниками с большей вероятностью.

В рамках другого интересного эксперимента американских школьников поощряли посещать благотворительные мероприятия и делать по несколько добрых дел в неделю. Выяснилось, что среди них снизился процент подростковой беременности, преступности, употребления наркотиков, а возможность получить второе образование и увеличить в будущем заработок увеличилась.

Вовлекая ребёнка в социальную работу, мы меняем его мировоззрение. Он начинает понимать, что в мире есть люди, нуждающиеся в его помощи. Это методики, которые не требуют законодательной поддержки и большого финансового обеспечения. Их любое учебное заведение может применять самостоятельно, точно так же, как ввести здоровое питание в столовых, - оно как минимум повысит успеваемость. По­этому всё время кивать на государство, на отсутствие помощи с его стороны, в том числе и материальной, не надо. Просто показывайте больше хороших примеров, давайте возможность детям проявлять естественное милосердие и не подавляйте их желание помогать. Вот один из секретов...

Городоскоп
нет комментариевНаписать
    Написать свой комментарий

    © 1997–2024 ЗАО Газета "Столичность" - www.100lichnost.ru