Опрос
Какие праздники, проводимые в Москве каждый год, вам нравятся больше всего?
Предыдущие опросы
  • Фестиваль «Времена и Эпохи», потому что каждый раз для масштабной исторической реконструкции выбираются разные эпохи из истории России32 голоса23%
  • Иысах (праздник Солнца), ведь только там можно увидеть обряды «кормления» огня и кумысопития8 голосов6%
  • Сабантуй, ведь татары и башкиры умеют веселиться от души21 голос15%
  • Фестиваль «Русское поле», где строят храм без единого гвоздя, звучит самый большой народный хор в мире, а посетители соревнуются в беге в мешках22 голоса16%
  • Люблю все столичные праздники, потому что они сплачивают людей и позволяют провести в парке день, полный развлечений и интересного общения57 голосов41%
Предыдущие опросы

Дискуссия28 августа 2012 18:38Автор: СтоЛИЧНОСТЬ

Где учить русский?

Фото: Валерий Христофоров

Почему младшеклассники быстрее подростков усваивают язык?

По статистике, самые низкие баллы за ЕГЭ стабильно получают в учебных заведениях, где учатся дети мигрантов и дети с асоциальным поведением. Что касается приезжих, ответ понятен: ребята не осваивают школьную программу, потому что не знают русского или знают его настолько плохо, что часто просто не понимают объяснений учителя.

По мнению Ярослава Кузьминова, ректора Высшей школы экономики, один из вариантов решения проблемы - ввести квоты в сильных школах для детей мигрантов и ребят из неблагополучных семей, как это делается на Западе, а также повышенное финансирование для образовательных учреждений с «трудным» контингентом.

Эксперты «СтоЛИЧНОСТИ» рассуждают: как лучше обучать детей мигрантов, в частности русскому языку, чтобы было хорошо для всех?

Обучаться лучше вместе

Евгений Бунимович, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, уполномоченный по правам ребёнка в Москве:

- В Москве есть школы русского языка для детей мигрантов, но на данный момент их чуть больше десятка, и этого мало. Некоторые учебные заведения, особенно в тех районах, где много приезжих, ещё раньше по своей инициативе организовали дополнительные занятия по русскому для ребят из таких семей. Дело в том, что младшеклассникам обучение в специальном языковом учреждении не требуется. В этом возрасте дети хорошо осваивают язык в классе с русскими и вообще неплохо социализируются. Подросткам и ученикам старшей школы уже сложнее научиться правильно говорить и писать, у них больше комплексов. Поэтому им, возможно, нужны спецкурсы или школы русского. Но есть и много нерешённых вопросов.

Очень много мигрантов имеют так называемые «серые» документы. Приём в школы таких детей, у которых возникли проблемы с регистрацией, начался с августа. Пока что нет официальных данных, все ли они приняты. Поэтому, если у кого-то возникли проблемы с записью в учебное заведение, нужно обязательно обратиться в окружное управление образования вне зависимости от статуса родителей. Ребёнку обязательно подберут школу. С одной стороны, как уполномоченный по правам ребёнка я хочу подчеркнуть: мы должны учить всех детей. Это нужно и городу, чтобы ребята не болтались на улице, а учились. К этому обязывает и Конвенция о правах ребёнка. Большая проблема в том, что у нас нет реальной внятной программы. Вот приезжает семья с детьми. У них часто нет представления, куда идти учиться, как правильно оформить документы. Возможно, здесь нужно использовать тесты по русскому языку - чтобы понимать, на какой уровень обучения направлять ребёнка, способен ли он освоить программу вместе с русскими детьми или ему требуются специальные занятия.

Но самое главное - нужна легальная миграция. Когда мы не знаем, откуда приходят и куда уходят приезжие, - это большая проблема. Ведь школа отвечает за ребёнка. И если вдруг он внезапно исчезает неизвестно куда, то образовательное учреждение за это могут наказать.

Школа - это не только квадратные уравнения. И если в ней учатся разные дети - и инвалиды, и мигранты, и москвичи, то не нужно делать вид, что они одинаковые. Нужно заниматься проблемой. В таком учебном заведении обязательно должен быть серьёзный психолог. И я считаю, что ребята (и мигранты, и москвичи) должны учиться вместе, потому что жить-то им потом тоже вместе!

Перенимаем опыт?

Ефим Рачевский, директор Центра образования «Царицыно» № 548, народный учитель России:

- Я не согласен с учителями, которые считают, что детей мигрантов, не говорящих или плохо говорящих по-русски, нужно обучать языку в спецшколах. Если они будут находиться там, где по-русски не говорят, то и сами не заговорят. Здесь не нужно ничего придумывать. Есть опыт решения этой проблемы у США, куда постоянно устремляется гигантский поток испаноязычных мигрантов. Их чада обучаются в тех же школах, что и дети американцев. Единст­венный момент: учредитель образовательного учреждения должен предусмотреть дополнительный ресурс для внеурочных занятий языком с такими ребятами в этой же школе.

Школы есть, а психологов нет?

Александр Музыкантский, уполномоченный по правам человека в Москве:

- Нужны ли детям мигрантов школы русского? Зависит от владения языком. Есть такие ребята, которые настолько плохо говорят по-русски, что не могут освоить даже программу начальной школы. Конечно, им требуется отдельная подготовка. Более важная, на мой взгляд, проблема в том, что многие приезжие - люди с другой культурой, религией и национальными традициями. Нам нужно научиться жить вместе, и учиться этому лучше со школы. Но многие учебные заведения этими проблемами не занимаются. Даже школьные психологи есть не везде, а если и есть, то им, как правило, не до воспитания в детях толерантности к представителям другой культуры. А раз никто проблемой не занимается, то и решить её не получится.

Законы не виноваты

Гавхар Джураева, руководитель информационно-правового центра «Миграция и закон»:

- Судя по нашему опыту, ситуации, когда мы сталкивались с тем, что ребёнка не могут устроить в школу, были связаны не с ограничениями российского законодательства. Оно-то как раз позволяет детям родителей-мигрантов, которые работают легально, учиться в школе. Очень редкие директора школ считают, что приезжих у нас слишком много, поэтому придумывают повод отказать: говорят, что нет мест, требуют принести дополнительные документы, медицинские справки. Если у пап и мам есть деньги, то они как-то выкручиваются. Если нет - ищут учебное заведение, где понимают, что всех детей нужно учить вне зависимости от положения родителей. Но мало только записаться в школу. Социальное положение многих мигрантов таково, что они не могут иногда обеспечить ребят всем, что связано с обучением, - школьной формой, учебниками.

Что касается обучения рус­скому языку, лучше, если будут предлагаться разные формы. Возможны собеседования и тестирования - не для того, чтобы унизить, а чтобы понять, как дальше обучать ребёнка. Ведь сами российские родители, если их дети не осваивают какой-то предмет, ведут его на дополнительные занятия и курсы. Но незнание языка не должно стать причиной отказа. Были случаи, когда дети проходили подготовительные курсы при школе, а потом их всё равно отказывались принять в первый класс.

Когда приходит в образовательное учреждение ребёнок и видно, что он не местный, то, конечно, учителя сразу понимают, что будут проблемы с русским языком. А значит - дополнительная нагрузка. Возможно, в какой-то мере обучение таких детей идёт в ущерб российским детям. Но если мы стоим на позиции, что принимаем мигрантов на работу, то нужно принимать и их детей, помогать им адаптироваться. Конечно, одной школе тяжело решать эти проблемы. Поэтому мы предлагаем подойти дифференцированно к вопросу миграции. Если человек хочет работать или уже работает в Москве, приносит пользу городу, если он труженик, то надо относиться к нему щадяще, а уж тем более к его детям. А возможность обучения ребёнка в школе - самая эффективная интеграционная программа, ориентированная на будущее. Спасибо России, что мы этот шаг сделали.

И возраст, и характер

Анна Арутюнян, психолог:

- Общей рекомендации, куда идти учиться, нет. Многое зависит от характера ребёнка. Маленьким действительно проще, если они сразу станут заниматься вместе с русскоговорящими детьми. Ведь они быстрее всё схватывают. У малышей лучше развита краткосрочная память, и адаптируются они быстрее. Детям постарше могут потребоваться и курсы в самой школе, и специализированное учебное заведение. Если подросток застенчивый, то ему лучше приобрести какие-то навыки заранее, чтобы не чувствовать себя ущербным в новой среде. Плюс курсов ещё и в том, что на них приходят такие же ребята, так что это полезно и в плане общения со сверстниками.

Городоскоп
нет комментариевНаписать
    Написать свой комментарий

    © 1997–2024 ЗАО Газета "Столичность" - www.100lichnost.ru