Опрос
Какие праздники, проводимые в Москве каждый год, вам нравятся больше всего?
Предыдущие опросы
  • Фестиваль «Времена и Эпохи», потому что каждый раз для масштабной исторической реконструкции выбираются разные эпохи из истории России32 голоса23%
  • Иысах (праздник Солнца), ведь только там можно увидеть обряды «кормления» огня и кумысопития8 голосов6%
  • Сабантуй, ведь татары и башкиры умеют веселиться от души20 голосов14%
  • Фестиваль «Русское поле», где строят храм без единого гвоздя, звучит самый большой народный хор в мире, а посетители соревнуются в беге в мешках22 голоса16%
  • Люблю все столичные праздники, потому что они сплачивают людей и позволяют провести в парке день, полный развлечений и интересного общения57 голосов41%
Предыдущие опросы

Дискуссия10 апреля 2012 21:22Автор: СтоЛИЧНОСТЬ

Новый предмет сдружит детей

Фото: russianlook.com
Самый непростой предмет?

Чему научат «Основы религиозных культур и светской этики»?

С 1 сентября ученики четвёртых классов начнут изучать новый предмет - «Основы религиозных культур и светской этики». Но уже к апрелю, по планам Минобрнауки, родители будущих четвероклассников должны были выбрать один из шести курсов - основы православия, ислама, буддизма, иудаизма, мировые религии или светскую этику. Тем не менее в некоторых школах столицы мамы и папы в недоумении, поскольку выбора-то им никто не предложил!

«СтоЛИЧНОСТЬ» выяснила у экспертов, чему научат ребят на таких уроках. Не вызовет ли новый предмет ещё большую межрелигиозную и межнациональную напряжённость в обществе? Придут ли в школу священники? Или преподавание поручат предметникам, например обычным историкам? Кстати, двухлетний эксперимент по введению основ религии в 21 российском регионе выявил очень серьёзную проблему: культурно образовывать в первую очередь надо было самих учителей.

Понимать тех, кто рядом

Герман Демидов, завсектором Основ православной культуры Отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви:

Для Русской православной церкви одна из наиболее важных задач этого курса - возвращение духовно-нравст­венных ценностей в систему образования. Связь между церковью, обществом и школой была нарушена после октябрьского переворота. Сейчас вновь появилась возможность для представителей разных конфессий обеспечить своим последователям изучение той или иной культуры достойно, в соответствии с жизнью церкви или другой религиозной организации. Здесь воспитательный аспект заключается в том, что сами представители той или иной конфессии, сами носители культуры смогут без посредников говорить о том, что ценно и важно. Для нас желательно, чтобы педагог рассказывал детям о предмете не формально, не как сторонний наблюдатель, а как человек, знающий и понимающий эту культуру, самые её незначительные оттенки. Поэтому важно, чтобы подготовка и аттестация педагогов согласовывались с носителями религиозных культур. Более того, эту подготовку желательно начать ещё в вузах, в рамках специализации учителей. Появилось предложение разработать ещё курс, который бы знакомил детей и с традициями православия, и с традициями ислама, то есть помочь им понимать людей, которые живут рядом, но исповедуют другую религию. Ещё одна рекомендация, озвученная в конце прошлого года на заседании Комиссии по религиозным объединениям при Правительстве РФ, - продолжить изучение предмета в старшей школе. Но... относительно учебных пособий всё-таки есть некоторая опасность, что к детям попадут учебники, не прошедшие поликонфессиональную экспертизу.

Не стать белой вороной

Раис Измайлов, руководитель отдела науки Департамента образования и науки Духовного управления мусульман Европейской части России (ДУМЕР):

Основная цель этого  курса - формирование у подростков мотивации к осознанному нравственному поведению. Но не каждый учитель способен донести до детей любовь к предмету. Скажем, как человек, не будучи верующим, будет преподавать, допустим, основы православной или исламской культуры? Если в классе окажутся дети из семей, исповедующих разные религии, нужно подходить к преподаванию этого курса очень деликатно. Ведь ребёнок в 4-м классе - ещё не полностью сформировавшаяся личность в отличие, скажем, от тех же восьмиклассников. Представьте себе, что один или два ребёнка в классе оказались не православными и не мусульманами. Нельзя делать акцент на то, что они не такие, как все, чтобы дети чувствовали себя белыми воронами и как бы выпадали из общества. По своему опыту могу сказать, как это тяжело для ребёнка. Когда мы изучали в школе по истории монголо-татарское иго, я постоянно ощущал на себе косые взгляды, слышал обидные шутки, потому что в классе был единственным татарином. Наши опасения касаются в основном таких вот ситуаций.

Этика, да не та?

Александр Кондаков, генеральный директор издательства, выпустившего новый учебник:

При написании учебников возникла проблема с доступным изложением материала 10-летним детям. Скажем, они только что изучали окружающий мир - строение Вселенной, вращение планет вокруг Солнца, Луны вокруг Земли и т. д. И внезапно в книжке по основам православной культуры появляется примерно такой текст: есть небесная сфера, где, как шарики, вращаются планетки, а Всевышний ими управляет. Но самые большие трудности возникли с учебником светской этики. Он не имеет ничего общего с существовавшим в советское время предметом «Этика и психология семейной жизни». По первоначальному замыслу светская этика должна была рассказать детям о моральных нормах и правилах поведения в обществе (что такое добро и зло, добродетель и порок, моральный долг, совесть и т. д.). Однако, подбирая автор­ский коллектив, мы получили из Института философии РАН послание, смысл которого в том, что светской этики нет, есть наука этика и по этой причине надо выпустить такие учебники: «Этика Аристотеля», «Этика Канта» и т. п. В конце концов, удалось договориться с учёными, что наша книга о базовых ценностях общества будет написана доступным детям языком. После составления все учебники направили на поликонфессиональную экспертизу - представители всех религиозных организаций проверяли тексты всех книг, после этого - на экспертизу в Российскую академию образования и Российскую академию наук. Не обошлось без курьёзов. На обложке учебника по основам буддизма - фото мальчика. Так вот буддисты из Бурятии возмутились, что это не их буддист, а тибетский. Наконец, после всех экспертиз звонит руководитель сектора исламского мира Института философии РАН и спрашивает, для чего на одной из страниц книги по основам ислама идёт арабская вязь. «Как для чего? - отвечаю. - Красиво, элемент культуры». Оказалось, что там цитата из Корана, которая в переводе звучит так: «При определённых условиях правоверный мусульманин обязан убить неверного». Дизайнеры просто взяли и скачали из Интернета эту строку...

Пришлось срочно исправлять. После первого года апробации все учебники были ещё раз переработаны. Сейчас курсы имеют общую структуру. Первая часть - «Я живу в России». Вторая - знакомство с культурой соответствующей конфессии. И последняя - «Мы живём в России». Дети завершают учебный курс выполнением проектной работы о том, что мы живём в стране, где все нации равны, уважают друг друга и объединены культурой. Вот главная задача, которую должен решить этот курс.

Изучают то, что выбрало большинство

Елена Низиенко, директор Департамента общего образования Минобрнауки России:

В апробации курса «Основ религиозных культур и светской этики» приняли участие 14 тыс. учеников из 21 региона. Большинство - 40% - выбрали светскую этику, треть - православие, около 20% - мировые религии, далее по убывающей - ислам, буддизм и иудаизм. Кстати, по предварительным итогам выбора, при введении этого курса с нового учебного года в штатный режим цифры останутся примерно те же. Как эффект от изучения нового предмета мы отмечаем, что дети стали больше общаться с родителями. Но обнаружились, конечно, и проблемы. В некоторых регионах право выбора предмета детям и родителям предоставили не в полном объёме - изучалось то, за что проголосовало большинство. Это неправильно. Вторая проблема была связана с учебной литературой. В ходе эксперимента удалось выйти на те учебники, которые понятны детям и одобрены всеми конфессиями.

80% школ их уже имеют. Изначально все эксперты договорились, что новые предметы - культурологические, светские. И хотя привлекать священников к подготовке курса необходимо, вести его должны школьные учителя. Поэтому возникла третья проблема: учителя сами отмечали, что у них недостаточный общекультурный уровень, чтобы вести предмет. И за запланированные ранее 72 часа повышения квалификации качественно подготовить учителей невозможно. Поэтому около 50% педагогов уже прошли более серьёзную, углублённую подготовку. Чем ещё ценен для нас этот курс? Тем, что мы испробуем новые технологии в организации образовательного процесса. Ведь в новом стандарте образования мы записали, что идём к индивидуализации обучения, к реализации запросов каждого ученика. И самое главное - в ходе социологических опросов 60% учителей отметили: в процессе изучения курса дети стали более дружны.

От редакции. Уважаемые родители! Если вам удастся почитать учебники до того, как начнётся очередной школьный год, присылайте ваши мнения и пожелания. Насколько понятно они написаны и выполняют ли ту высокую цель, о которой говорят эксперты?Продолжение темы - в следующих номерах «СтоЛИЧНОСТИ».

Городоскоп
нет комментариевНаписать
    Написать свой комментарий

    © 1997–2024 ЗАО Газета "Столичность" - www.100lichnost.ru