События
Опрос
Какие праздники, проводимые в Москве каждый год, вам нравятся больше всего?
Предыдущие опросы
  • Фестиваль «Времена и Эпохи», потому что каждый раз для масштабной исторической реконструкции выбираются разные эпохи из истории России37 голосов23%
  • Иысах (праздник Солнца), ведь только там можно увидеть обряды «кормления» огня и кумысопития10 голосов6%
  • Сабантуй, ведь татары и башкиры умеют веселиться от души23 голоса14%
  • Фестиваль «Русское поле», где строят храм без единого гвоздя, звучит самый большой народный хор в мире, а посетители соревнуются в беге в мешках24 голоса15%
  • Люблю все столичные праздники, потому что они сплачивают людей и позволяют провести в парке день, полный развлечений и интересного общения65 голосов41%
Предыдущие опросы

События16 сентября 2025 19:56Автор: Екатерина Мазенко

«Мы вместе — против зла»

Фото: личный архив
Боец спецназа «Вымпел» Владимир Силантьев (крайний слева) с сослуживцами и гражданским перед штурмом школы в Беслане 1 сентября 2004 года.

В группе спецназа «Вымпел» крепко дружили бойцы из разных республик.

Противодействие терроризму. Для большинства это звучит как фраза из кино. Но для сотрудников спецслужб это каждодневная работа. О ней «СтоЛИЧНОСТИ» рассказал полковник запаса, ветеран Управления «В» Центра специального назначения ФСБ России Владимир Силантьев, участвовавший в освобождении заложников в Беслане в сентябре 2004 года. Эту операцию он не забудет никогда.

У террористов нет национальности

Торжество тем утром 1 сентября в школе № 1 Беслана сменилось кошмаром, когда к ней подъехал грузовик, и террористы, выпрыгнувшие оттуда, открыли стрельбу. Больше тысячи людей – детей, их родителей, учителей – они загнали в школьный спортзал и держали там три дня. Всех мужчин бандиты расстреляли, а оставшихся заложников дер­жали без еды и воды. Взрослые и дети питались цветами, которые принесли на 1 сентября. Жертвами теракта стали 334 человека…

«Я научился многое принимать, но с такой бесчеловечностью, как в Беслане, невозможно смириться», – говорит полковник ФСБ Силантьев. Сейчас 63-летний Владимир Силантьев – первый вице-президент Ассоциации «Группы «Вымпел», занимается патрио­тическим воспитанием и работает с молодёжью по всей России. Был офицером ВДВ, а в 1997 году оказался в спецназе группы «Вымпел». По словам Силантьева, стать военным он решил по примеру старшего брата. Сразу после окончания Рязанского высшего воздушно-­десантного командного училища по распределению попал в Азербайджан.

«У нас в отряде были ребята из разных республик, – вспоминает полковник запаса. – Например, Турсункулов Рустамходжи родился в Узбекистане, штурмовал в Афганистане дворец Амина, тоже служил в группе «Вымпел». Наши ветераны смеются: «Какой он узбек, он больше русский, чем мы!» Он и в православную церковь может зайти, и свечку поставить. Мы родились, выросли и жили в одной стране. И для нас самое главное – это дружба. Мы вместе боролись против зла, чтобы люди жили спокойно. В том числе против террористов, про которых всегда говорю: у них нет совести, духовности, нет национальности и вероисповедания».

«Все – герои»

Силантьев утром 1 сентября 2004 года был в Москве, но уже в районе 10 часов были сформированы группы из бойцов «Альфы» и «Вымпела» для проведения операции по освобождению заложников.

«Мы летели в Беслан и не догадывались о количестве заложников», – продолжает полковник ФСБ.

В течение тех трёх страшных дней рядом с бойцами спецназа находились и мирные осетины, готовые в любой момент броситься спасать своих близких. Террористы не шли на переговоры и караулили у окон, не давая никому приблизиться к школе, – тут же открывали огонь. О штурме не могло быть и речи.

Но внезапно для всех 3 сентября около часа дня раздался взрыв: в спортзале сработало взрывное устройство. По-видимому, скотч, на который оно было приклеено к баскетбольной корзине, отклеился, и устройство упало. Погибли люди. Вскоре раздался ещё один взрыв, начался пожар. В панике женщины и дети стали выпрыгивать из окон. Террористы стреляли им в спины.

«9-летний мальчик Камболат Баев выжил с тремя ранениями. Сейчас он врач-реаниматолог в больнице имени Бурденко, и именно он – один из тех врачей, которые спасали людей, оказавшихся в руках террористов в «Крокусе», – рассказывает Владимир Силантьев. – Часть наших бойцов стала пробираться в здание. Честно говоря, никто не верил, что кто-то выживет: взрывы, пожар, непрекращающаяся стрельба…

Уже 20 лет 3 сентября Владимир Силантьев утром едет на Николо-Архангельское кладбище, где покоятся 10 его боевых товарищей – бойцов «Альфы» и «Вымпела», погибших в Беслане. Один из них – Андрей Туркин, удостоенный посмертно звания Героя Российской Федерации. 28-летний офицер не раздумывая бросился на террориста, который уже выдернул чеку из гранаты, чтобы кинуть её в людей. Андрей буквально лёг на гранату.

«Но и дети, и взрослые в плену у террористов вели себя героически, – подчёркивает полковник ФСБ. – Они поддер­живали друг друга, делились тем, что находили у себя в карманах. Одна из девочек, например, разломила свою конфетку на маленькие кусочки и раздала другим детям».

«У молодёжи сейчас другие герои, но нужно знать, где настоящее»

«К сожалению, ни дети, ни молодёжь не знают имён героев Великой Отечественной войны. Я всегда спрашиваю: «Кто такая Зоя Космодемьянская?» Никто не знает. И я рассказываю о молодых парнях и девушках, которые жертвовали собой, сумели выдержать пытки нацистов, не предав своих товарищей.

Знаю, что у молодёжи сейчас другие герои. Не спорю, ребятам могут нравиться и определённая музыка, и исполнители, и персонажи сказок и мультиков. Но они должны понимать, где настоящее, на кого ориентироваться в жизни! А бывают совсем курьёзные случаи. Однажды меня попросили в праздничные дни 23 февраля провести встречу с малышами 2–3-го классов. Мы хорошо поговорили с ребятами, выяснилось, что все знают этот праздник, чему он посвящён. Но когда я задал вопрос: «Ребята, каких героев вы знаете?» – один мальчик мне честно ответил: «Человека-паука!»

Как оставаться человеком

Терроризм нельзя искоренить только силовыми методами, уверен иерей Тимофей Чайкин. Его корни лежат в сердце человека. Поэтому борьба с терроризмом требует воспитания, сохранения духовных ориентиров, поддержки семьи и возвращения к заповедям, которые помогают человеку оставаться человеком.

– Само явление терроризма противоречит смыслу бытия. Человек создан для жизни, счастья и радости, а любые попытки разрушения этого порядка идут вразрез с Божиим замыслом. Полагаю, что те мотивы, которые движут терроризмом, – это, конечно, разрушающая история, которая идёт в противоречие с законами бытия.

Корень терроризма кроется в грехе. Человек, созданный по образу Божию, получает свободу выбора – согласиться со злом или отвергнуть его. Когда человек соглашается со злом, оно начинает расти внутри него, заглушая голос совести.

Думаю, что самое главное в борьбе с терроризмом – это воспитание подрастающего поколения в призме духовно-нравст­венных характеристик. У всех мировых религий есть духовные доминанты, на которых строится здоровая жизнь общества. Но эти ценности нужно доносить до детей с ранних лет, когда формируется мировоззрение. А ребёнок учится не столько на словах, сколько на примере взрослых. Родители должны показывать правильные ориентиры и быть образцом. Кроме того, задача родителей – контролировать перенасыщенное информационное пространство и уделять больше внимания детям. Тогда шансов, что молодое поколение окажется под влиянием радикальных идей, будет меньше.

Человеку важно обращаться к духовным и нравственным законам. Эти правила даны не как ограничение, а как путь к подлинному счастью.

Вера – способ защиты общества от разрушительных сил.

Городоскоп
нет комментариевНаписать
    Написать свой комментарий

    © 1997–2025 ЗАО Газета "Столичность" - www.100lichnost.ru